13 августа 2015 г.

Учеба в университете Германии :-)

Пост, кому просто интересно, потому что система обучения в Германии, как и во всей Европе, перешла практически полностью на бакалавр-магистр, а я успела в "последнюю волну" обычного обучения, которое можно, но не нужно сравнивать с "пятилеткой" в России :-)
Хотя суть обучения в немецком ВУЗе от этого не меняется. Меняется система сдачи экзаменов, оценок и...может, я что-то забыла?
Фото в посте с моих семинаров и практики в школе, никакой информационной нагрузки не несут, просто не хотелось без фотографий писанину оставлять)

Сразу определимся: земля Северная Рейн Вестфалия, обучение на преподавателя в средних образовательных школах (гимназии исключаются, по крайней мере старшие классы). Это определение для тех, кто вдруг захочет написать, что все неправда, потому что у нас вот в Баварии...Берлине...Гамбурге...
Итак! Проверено на собственной шкуре!
Начну издалека) Я закончила в России в мои молодые годы факультет романо-германской филологии, вышла через пять лет с дипломом преподавателя английского языка с доп. квалификацией немецкий язык. Переехав в Германию сначала и думать не думала идти учиться, но...мы предполагаем, а судьба такая штука...Я и в Германию то не думала никогда переезжать :-) в общем, пошла я учиться. Мне очень повезло, что я смогла еще запрыгнуть в предпоследний вагон уходящего старого поезда образования, который называется "государственный экзамен", так как два семестра после моего начала обучения возможность учиться по старой системе была исключена, ибо Германии переходит на систему бакалавр-магистр. Прелесть вся в том, что я успела засчитать мой диплом из России, который был признан наполовину, но это уже хорошо.
Итак: мне засчитали полностью один предмет "английский язык" для средней школы, мою дипломную работу и педагогику.
Небольшое отступление: Каждый преподаватель в Германии имеет в своем владении два предмета (или больше, но это по желанию, два обязательны), причем любые, например, можно изучать английский и спорт или химию и географию или же остановить свой выбор на немецком и физике. В общем, выбираешь себе два предмета, которые тебе нравятся. Сразу же выбираешь тип школы, в которой после обучения будешь работать (от этого зависят семинары, которые будешь посещать). Есть варианты: начальная школа (там учитель имеет также два или более предметов, то есть уже в начальной школе у детей каждый предмет может теоретически преподавать разный учитель), средняя ступень (сюда входят несколько видов школ. Если сравнить с российским образованием, то это будет 9 классов) и гимназия с колледжами.
Так как диплом мне подтвердили на среднюю ступень, то ничего не оставалось делать, как идти по этому пути. Мне нужен был еще один предмет, я выбрала текстиль (наши труды без готовки, для приготовления пищи здесь есть отдельный предмет). При зачислении узнала, что в "пакет обучения" для средней школы обязательным является либо дополнительный предмет математика либо немецкий. Я выбрала математику (ну куда мне иностранке детям немцам немецкий преподавать, подумала я) и ошиблась...не дождавшись окончания первого моего семестра я поменяла математику на немецкий. Не спрашивайте почему...если кратко...я никогда не слышала, к примеру, о троичной или восьмеричной системе счета (для тех, кому все же интересно, можно почитать тут). В общем, несмотря на то, что в школе я была одной из лучшей в математике (сам себя не похвалишь :-), я не смогла понять, как это делать и зачем. Нет, как я поняла, но зачем...и для чего еще и описание решения примера писать с объяснением, почему я так решила, а не по-другому...ну в общем, я очень быстро поняла, что я на семинарах и лекциях по арифметики лишняя. Дождалась я нового семестра и пошла немецкий изучать)
Расписание: Его составляет каждый сам себе, причем онлайн. В одну секунду открывается "бронирование" мест на семинары определенного факультета и тысячи студентов рвутся занять эти места, система не выдерживает и бронируют счастливчики, которых не выкинуло из сети, Остальные идут на первое занятие в надежде не то, что прийдут не все и тогда их возьмут. И я ходила и меня не брали :-) Но иногда и мне улыбалась удача. А иногда добрые доценты берут в итоге больше студентов, чем указали. В общем, расписание составлено, идем на семинары и лекции.
Семинары и лекции: бывают независимо друг от друга, бывают взаимодополняющие. Впрочем, как и везде. В зависимости от вида обучения (не знаю, как лучше выразится), в конце семестра надо либо больше либо меньше на тот или иной семинар делать (в системе бакалавра это обозначается в баллах, по моей системе это были "шайны" - большой и маленький). Расскажу на примере. Я хожу на семинар " Лирика 19-го века", мне надо малый шайн, раньше малый шайн подписывали только за посещение без пропусков, но такого не бывает уже давно и мне надо сделать доклад (здесь его называют рефератом и когда я первый раз услышала, то не поняла вовсе, что от меня требуют то). А если надо большой "шайн", то нужно, к примеру, доклад и еще курсовую. Существуют разные виды окончания семинара: контрольные письменные, устный разговор, рефераты, курсовые...Самые любимые у преподавателей, на мой взгляд, рефераты. На первом занятии раздают темы, рефераты можно делать от одного до..., случается, 6 человек. Причем, бывают рефераты на 10 минут, а бывают на полпары (45 минут), то есть студенты полностью готовят информацию на покрытие времени семинара. Здорово придумано, правда? Преподаватели правда обычно в курсе всего и поддакивают, а иногда прерывают и говорят " что за чушь", иногда в конце дополняют. Но в основном сидят, слушают и ставят оценки) На лекциях, где сидят сотни студентов, рефераты тоже не редкость. Мне и самой приходилось "выступать" перед большой аудиторией. Прелесть рефератов в том, что подготовился, рассказал и все, свободен :-) Сессии не существует! Каждый преподаватель сам решает, когда проводить "сессию" и так как преподаватели - народ, который тоже любит отдыхать, проводят большинство контрольных в последнии две недели семестра. Семестры начинается всегда в октябре и в апреле, в феврале-марте и в августе-сентябре каникулы, хотя здесь это время называется "свободное от семинаров время", в которое студенты пишут курсовые, делают папки с информацией с семинара, которые идут в качестве зачетов) Да, тут нет разделение на зачет-экзамен, хотя как раз разделение на маленький и большой шайб можно с нашей системой сравнить.
Есть в системе обучения обязательные семинары и семинары на выбор, где предлагается много семинаров и ты выбираешь, которые тебе нравятся по описанию, по преподавателю, по времени проведения...В общем, каждый решает для себя и на учебу совсем необязательно ходить каждый день, то есть можно составить расписание так, что будешь в университете всего 2-3 дня в неделю.
Еще существуют так называемые блок-семинары, которые говорят сами за себя. Проходят такие семинары блоками - то есть сразу по несколько часов. Обычно они проводятся на выходных приглашенными доцентами, с утра и до вечера, но зато всего 4-6 раз, то есть всего 4-6 дней.
Государственные экзамены: когда все шайны заполнены, то можно сдавать экзамены. На каждый предмет два экзамены: устный и письменный. Если предмет предполагает практику, то сдается еще и третий экзамен, к примеру, мой текстиль или спорт (сдают нормативы).
Экзаменатора можно выбирать самому, а можно положиться на волю случая. В основном студенты стараются выбрать экзаменатора - доцента, у которого они посещали семинары. Во время семестра нужно оговорить с доцентом тему экзамена.
Даты экзаменов получают студенты примерно за месяц до начала "времени проведения экзаменов". Экзамены сдаются в свободное от занятий время, когда аудитории свободны. Сначала около месяца отводится на письменные экзамены, потом сдаются устные. Если в один семестр захотеть сдать несколько экзаменов, то может оказаться так, что между экзаменами всего несколько дней, а может они будут и вовсе в дни, следующие друг за другом. Это никого не волнует. За неделю до официальной даты экзамена можно снять свою регистрацию. Письменный экзамен длится 4 часа. В аудитории находится около 50 человек, сидят 2-3 проверяющих, которые раздают задания, приготовленные доцентами. Если это теоретический экзамен, а не решение задач, как в математике, то вопрос  скорее всего будет один, если их больше, то вероятнее всего, доцент об этом сообщит на первой же с ним встрече.
Попытки сдать государственные экзамены ограничены, как впрочем и любые экзамены во время учебы. Попыток официальных две, можно выбить третью и все...не сдал - гуляй без диплома.
Диплом в Германии похож на простую бумагу, в общем то, это и есть простая бумага формата А4, на которой напечатаны предметы, по каким сданы гос.экзамены, оценки за гос. экзамены, подпись начальника экзаменационного управления (уж не знаю, как назвать по-другому организацию) и их печать...и все...вот такой вот диплом)))
Если кому-то интересно было, то рада))) Много букв))) Но все, закончила и писать и университет!!!

17 комментариев:

  1. Я правильно поняла? Тебя можно поздравить?! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вау! Круто!!! :) Поздравляю!!!!!
      А когда в Германии из декрета выходят на работу? :)

      Удалить
    2. спасибо) минимум через 8 недель! То есть если тебе надо работать, то 8 недель после родов отсидеть дома надо, а потом хоть когда. Очень многие выходят, когда ребенку год исполняется, так как декретные год платят.

      Удалить
  2. Юля, прими и от меня поздравления с кончанием университета! Это очень сложно, особенно с маленьким ребенком! Ты МОЛОДЕЦ!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Читаю и завидую)))))) Так за тебя рада!!! Такая сложности и столько заморочек! Молодечик! А у меня еще ни конца ни края не видно))) Ну ничего, когда-нибудь и я такой пост напишу))))) Еще раз поздравляю с дипломом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Инн))) Виден виден и у тебя конец, ты только посмотри, сколько ты уже всего сделала!!! Иногда надо смотреть на то, что сделано, чтобы понять, сколько много пройдено и намного меньше осталось, правда правда)))

      Удалить
  4. Юлечка, прими и мои поздравления!!!))) Такой путь пройден!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Юленька, поздравляю от души! Умничка!

    ОтветитьУдалить
  6. Поздравляю!
    Очень интересно было прочитать!
    А сколько лет заняла учеба?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо))) Сама учеба, то есть посещение семинаров, заняла у меня 4 семестра (2 года), но это так как мне надо было чуть меньше половины делать. Но я не сдала один экзамен с первой попытки, вторую попытку сделала только через 1,5 года. Так что если считать, сколько времени на все ушло, то 3,5 года.

      Удалить
  7. Интересненько)
    Наши дипломы это тоже бумажки, только налеплены на картон))))

    ОтветитьУдалить
  8. Гозпади, школьная математика и тем более оценки по ней НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО общего с вузовской!Тем более когда речь заходит о теоретической информатике..Что говорить,гуманитарий есть гуманитарий..

    ОтветитьУдалить
  9. это очень хорошо, что Вы сразу видите гуманитариев :-)

    ОтветитьУдалить